Сейчас команды обсуждают переход на 670-сильные 1.5-литровые турбированные двигатели, которые могут появиться уже в 2013 году. Если к такому двигателю добавить еще и систему KERS, обеспечивающуя прибавку еще в 130 л.с., то возрастет не только мощность, но и экологичность машин.
Идея турбированного двигателя в Ф1 не нова.
Первый болид с таким двигателем появился у Renault в 1976. Французы нашли лазейку в техническом регламенте и очень смело противопоставили 1,5 литровый двигатель 3-литровому обычному атмосферному Cosworth DFV. Но первая победа турбированного двигателя случиласть только в 1979.
Турбированный двигатель достаточно прост: воздух под давлением попадает в камеру сгорания. Нагнетаемого воздуха больше, чем при обычных условиях подачи, значит и кислорода тоже больше. В результате, двигатель с турбонаддувом может выдавать гораздо большую мощность, чем атмосферный двигатель с аналогичным объемом
Первые моторы отличались недостаточной надежностью и другими проблемами, но совершенствовались -многие команды начали переходить на новые конструкции.
Следующий этап- двигатель с турбонаддувом, появившийся в 1981.
Сложно было найти баланс между колоссальной мощью и мгновенным разрушением двигателя.
В случае малейшего просчета двигатель моментально начинал плавиться. Нагревался он и по ходу гонки-тогда было изобретено устройство охлаждения воздухом во время пит-стопов.
Многое зависело и от качества топлива. Использовались даже авиационные смеси Luftwaffe.
После решения вопроса впрыска топлива, встал новый-интеграция турбированного двигателя в гоночный болид.
Еще проблема-совместить возросшую мощность с возможностями покрышек.
А пилотирование таких болидов в дождь было более чем опасным.
На квалификации от машины требовалось пройти один-два круга на максимальной мощности. Они могли выдавать свыше 1300 л.с. – это эквивалент мощности четырех огромных тягачей, и эта мощь концентрировалась в болиде массой чуть более полутонны. Использовались специальные покрышки, которых хватало только на один круг.
Результат в квалификации мог быть на круге на 5 секунд лучше, чем в гонке, к которой болид приходилось перенастраивать– появлялись гоночная резина и гоночные режимы работы турбонаддува.
С 1983 по 1989 такие двигатели вышли на первый план в Ф1.
Однако, пришлось внести поправки в регламент, ограничившие количество топлива и максимальный уровень давления турбины-слишком опасно возрастали скорости (погибли Вильнев, Дипэйлер, было много тяжелых инцидентов).
И еще одно обстоятельство, а именно, все возраставшие расходы при создании и использовании таких двигателей, привели к слишком большому разделению между «богатыми» и «бедными» командами..
Руководство FIA официально объявило, что с сезона-1989 к гонкам будут допущены только болиды с безнаддувными атмосферными двигателями. |